Статьи: Поведенческие факторы ранжирования в Яндексе
ARTtech - продвижение сайтов в поисковых системах
Cоздание сайтов
Интернет-реклама
Поисковое продвижение
Управление репутацией
в Интернете
Контент
Поддержка и сопровождение
Аудит
Public Relations (PR)
     Портфолио
Главная страница Контактная информация
О компании
Контакты
Заказ

Информация

Цены
Блог
Мы знаем где сидит фазан
Главная / Информация / Поведенческие факторы ранжирования в Яндексе
(495) 968-8736

Поведенческие факторы ранжирования в Яндексе

В последнее время самыми важными факторами, влияющими на релевантность сайта в результатах поиска Яндекса, стали факторы поведенческие.

Вот несколько цитат от руководителя отдела веб-поиска Яндекса Александра Садовского, высказанных на профессиональных конференциях в 2010 году:

 

«В ТОП 20 важнейших факторов ранжирования Яндекса на настоящий момент только два основаны на ссылках. Два года назад их было более 50%»

 

«Если говорить о самых важных факторах ранжирования, то поведенческие факторы важнее ссылочных»

 

Об их наличии, на уровне слухов, было известно с 2009 года; после новых релизов поисковых алгоритмов «Снежинск» и «Обнинск» они заработали в полную силу.

 

Что же входит в это понятие - «поведенческие факторы» (далее – ПФ)? Вот неполный их список (полный знают только специалисты поисковой системы Яндекс :-)):

 

- показатель отказов

- посещаемость сайта

- количество просмотров страниц сайта на одного пользователя

- время сессии

- кликабельность сниппета в результатах поиска

- первый (последний) клик по ссылке в результатах поиска

- мультивариативность трафика (переходы из закладок, социальных систем, и т.п.)

 

Рассмотрим каждый из них подробно:

 

- показатель отказов – количество пользователей (в процентном отношении к общему количеству посетителей сайта), которые ушли с сайта после просмотра одной страницы. Что получается - пользователь зашел на страницу, не нашел на ней нужной информации, и ушел. Однако - «дьявол кроется в деталях». Если страница в полной мере содержит ответ на вопрос пользователя – ему не нужно ходить по другим страницам; следовательно, большой процент отказов оказывается не «минусом», а «плюсом» сайта.

 

Данный параметр, несомненно, нужно рассматривать, в связке с параметром «время, проведенное на сайте», и «возврат пользователя в поиск». Одно дело, если пользователь просмотрел только 1 страницу, потратил на посещение сайта 15 секунд, вернулся к результатам поиска, и стал переходить на другие страницы. Другое – если пользователь просмотрел 1 страницу, потратил на нее 3 минуты, и в поиск больше не вернулся. В первом случае, страница явно не содержала ответа на вопрос пользователя, и по данному запросу ее можно опустить в результатах поиска. Во втором – пользователь нашел на странице нужную информацию, и страница заслуживает «бонус».

 

- посещаемость сайта. Казалось бы, чем выше посещаемость проекта – тем более он интересен пользователям, тем лучше у него ПФ. Но некоторые особенности нужно учитывать и здесь.

 

Во-первых, сравнение по посещаемости нужно вести между сайтами одной области. Развлекательный портал в подавляющем большинстве случаев перебьет по посещаемости сайт о медицине – но это не означает, что все сайты по медицине, с небольшой посещаемостью, однозначно плохи в плане ПФ.

Во-вторых, нужно принимать во внимание некоторые параметры сайта – к примеру, если сайт молодой, то большого трафика из поисковых систем ему не получить, и он по определению будет проигрывать по трафику своему более возрастному конкуренту; это не означает по умолчанию, что более «юный» собрат хуже.

 

- количество просмотров страниц сайта на 1 пользователя. Аргументация тут схожа с «показателем отказов». Если пользователи долго ходят по сайту – это в равной степени может означать как то, что они заинтересованы представленной на сайте информацией, так и то, что они плутают по сайту, не находя нужные им данные.

 

- время сессии. Помимо указанных выше аргументов, неточные данные по времени сессии возможны в случае, когда пользователь открыл страницу, и ушел, фигурально выражаясь, пить чай. Теоретически, с точки зрения поисковой системы, пользователя настолько заинтересовала представленная на странице информация, что он читал ее несколько часов; фактически – полностью полагаться на данный фактор, в отрыве от других, нельзя.

 

- кликабельность сниппета (текстового описания под ссылкой на сайт в результатах поиска) – несомненно, один из важнейших поведенческих факторов. Поисковая система обладает информацией – какова кликабельность 1-10 мест по запросу/группе запросов. Если сайт находится на 1м месте, а получает кликов меньше, чем сайт, находящийся на 4м – возможно, имеет смысл «подвинуть» лидера вниз, а сайт с хорошей кликабельностью – вверх. К сожалению, этот параметр отлично поддается накрутке (к примеру, с помощью появившихся на рынке «автоматических накрутчиков ПФ»). В зависимости от того, насколько хорошо поисковые системы фильтруют подобные «псевдо-клики», данному параметру можно придавать или не придавать особой важности.

 

- первый (последний) клики в выдаче – первый клик характеризует самый интересный, на взгляд пользователя, результат в выдаче; последний – характеризует тот сайт, после перехода на страницу которого пользователь в выдачу не вернулся. В теории – сайт, по которому пользователь сделал первый клик (если он не находится на 1 месте по запросу) – должен был поднят наверх, равно, как и сайт, после перехода на который пользователь не вернулся в выдачу (=на сайте он получил требуемую информацию). На деле – эти параметры тоже прекрасно накручиваются.

 

- мультивариативность трафика – чем больше источников посещаемости сайта – тем более он разносторонне развит и известен. На наш взгляд, максимально сложный в накрутке, и максимально однозначный, в плане доверия, фактор из пула «поведенческих». Действительно, сделать так, чтобы на сайт приходили из Твиттера, добавляли его в закладки, нажимали кнопку «Like!» в Facebook, цитировали в блогах и форумах – крайне сложно. Сайт должен действительно быть хорош и интересен.

 

Существует еще несколько ПФ, которые можно отнести к поведенческим. К примеру – большое количество входных страниц (чем больше входных страниц у сайта – тем более он разносторонне развит, и пользователи целенаправленно приходят на нужный им раздел или подраздел сайта), и упоминание домена в письмах (чем в большем количестве не-спамовых писем упоминается название домена – тем он авторитетнее). Существование данных факторов не подтверждено представителями поисковых систем, так что в их существование можно верить, а можно не верить. :-)

 

 

Каким же образом Яндекс собирает информацию о поведении пользователя? Вот основные источники:

 

- Яндекс.Метрика (https://metrika.yandex.ru). Данная система статистики набирает популярность в Рунете; данные из Яндекс.Метрики могут использоваться Яндексом при расчете ПФ для сайта

- Яндекс.Бар (http://bar.yandex.ru). Эта информационная панель встроена в новые версии браузеров Firefox и Opera, которые можно скачать с сайта Яндекса

- кликабельность ссылок в выдаче поиска Яндекса – без комментариев

 

Есть сведения, что данные Яндекс получает также от крупнейшего бесплатного счетчика Liveinternet (http://www.liveinternet.ru/rating/ru/).

 

 

Какие же действия нужно предпринять, для улучшения поведенческих характеристик вашего сайта?

 

- корректировать сниппеты

Необходимо постоянно анализировать – какой сниппет  выдает поисковая система по важным для Вас поисковым запросам. Для примера, вот сниппеты двух сайтов, выдающихся в результатах поиска по запросу «керамическая плитка»:

 

Сниппет1

Наша компания предлагает широчайший выбор коллекций плитки и керамического гранита ведущих мировых производителей России, Польши, Испании, Италии, Португалии, Китая, Турции.

 

Сниппет2

керамогранит италия,керамогранит испания,керамическая плитка италия,керамическая плитка испания,керамический гранит, керамическая плитка,ступени, клинкерная плитка.

 

Очевидно, что первый сниппет более информативен, и удобен для чтения.

 

Подробную информацию о том, как осуществляется составление сниппета Яндексом, можно прочесть в докладе их специалистов (http://romip.ru/romip2008/2008_13_Yandex.pdf).

 

- работать над удобством пользования сайтом

Удобство пользования сайтом включает в себя – отсутствие на сайте «битых» (нерабочих) ссылок, выдержанный дизайн (без ярких, «мигающее-искрящих», графических элементов), грамотный текст, быстрота доступа к контактной информации, наличие «Корзины» (для торговых сайтов) – список можно продолжать до бесконечности. Проще говоря – если пользователю находиться на сайте приятно, и любую информацию на сайте можно получить быстро – сайт удобен.

 

- стремиться к «аптайму» (времени доступности сайта в Интернете) - 100%

Сайт должен быть размещен на хорошем хостинге – чтобы пользователь, в любое время зайдя на сайт, мог бы найти нужную ему информацию, а не получить сообщение «Сайт временно недоступен».

 

- работать над наполнением страниц сайта информацией

Основным критерием релевантности страницы запросу, по словам представителей Яндекса, является следующий – «страница должна быть лучшим ответом на запрос пользователя». Исходя из данного заявления – размещайте на своих страницах дополнительную информацию по предлагаемым товарам/услугам, добавляйте на страницы фотографии, полезные советы, инструкции по пользованию – все то, что поможет пользователю получить необходимую ему информацию именно на Вашем сайте. Как говорится в известной среди веб-дизайнеров мантре – «делайте сайты для людей». :-)

 

- побуждать пользователя переходить на другие страницы

Для увеличения количества просмотров страниц и времени, проведенного пользователем на сайте, можно разместить на карточке товара (если у вас Интернет-магазин) информационный блок «С этим товаром также покупают» со ссылками на сопутствующие товары, или на странице новости (если у вас информационный проект) блок «Ссылки по теме», со ссылками на новости по данной тематике.

 

Существует экстремальный метод улучшения поведенческих факторов – убрать с сайта все то, что дает Яндексу информацию об удовлетворенности пользователя полученной информацией. Для этого можно удалить с сайта Яндекс.Метрику или снять код счетчика Liveinternet.ru. Идея метода в том, что убрав счетчики, отдающие Яндексу точные данные по ПФ нашего сайта – мы принуждаем Яндекс использовать для нашего сайта «усредненные» значения ПФ (что улучшает их, если сайт, мягко говоря, неидеален). Однако, как уже было сказано выше, источники информации о ПФ не ограничиваются счетчиками, размещенными на сайте, и полностью «закрыть» от Яндекса сайт не удастся.

Придание большего влияния поведенческим факторам – верная тенденция. Можно обмануть роботов поисковых систем, заставив их поверить, что ваш сайт достоин быть на лидирующих позициях в выдаче – гораздо сложнее заставить живых пользователей поверить, что сайт с кривым дизайном, нечитабельными текстами, и пестрящий рекламой может быть «сайтом для людей». Работа по продвижению становится более сложной, однако, в результате количество достойных сайтов в результате поиска будет только расти.

 

(c) Чечекин Максим, руководитель отдела продвижения "ARTtech"



Tel: (499) 398-19-62
E-mail: info@arttech.ru

Copyright © 2003-2024, ARTtech